smotrelkin
|
Мембер
|
|
Зарегистрирован: 2003/02/20
|
Постингов: 9468
|
Откуда: Санкт-Петербург, Россия (не надо рая, дайте Родину мою)
|
|
Re: Офицеры , часть II
[re: smotrelkin]
2016/02/24 11:06
|
Редактировать
|
Ответить
|
|
|
Есть несколько моментов, которые раскрываются, только если прочитать сценарий.
1. Как Алексей и Люба оказались в Туркестане?
Казалось бы, один из лучших выпускников, которых надо держать в столичных округах, чтобы росла молодая красная гвардия (или наоборот – на войну с Польшой), и получает назначение – в богом забытый кишлак, где то около Бухары ( в книге упоминается кишлак Огды –Су)
Разгадка в сценарии.
Алексей, чтобы встретится с Любой на первом свидании, договорился с однокашником, чтобы тот его подменил. Тот поставил условие, что если распределение ему не понравиться, Трофимов поедет вместо него.
«А в коридоре какой-то незначительной воинской части, вероятнее всего — командирского резерва, Алексей, смущаясь, подошел к другу-одногодке. Помыкался, покурил для разгона и нырнул точно в омут: — Подмени меня сегодня, а? — Девчонку встретил, что ли? — прищурился друг. — Девчонку, — подумав, отчаянно соврал Алексей. — Хорошо москвичам, — завистливо вздохнул друг. — Ну, как сказать… — Алексею было неуютно говорить на эту тему, но приятель был себе на уме. — Баш на баш. — Какой же тут может быть баш? — резонно засомневался Алексей. — А такой, что завтра — приказ, кому куда. Так что сегодня я тебя прикрою, завтра — ты меня. — То есть как это? — А так, что вместо меня поедешь, если мне так захочется. — Идет! — сказал Алексей.»
2. «Старый» комэск.
Давайте вспомним, что мы помним из кино: средних лет (под сорок и и даже за, тут артист Владимир Дружников, которому на момент съемок было 47 лет) подтянутый кавалерийский офицер, который гоняет в «хвост и гриву» «молодых» Варавву и Трофимова, а также произносит ключевую фразу фильма: на этой фразе действительно держится весь офицерский корпус.
Тут лучше дать цитату целиком: «— А я, представьте себе, всю жизнь гордился своим делом, — комэск вздохнул. — И отец мой им гордился, и дед. Другие знатностью гордились или богатством, а мы — профессией. — Что же это за профессия такая? — Родину защищать. Есть такая профессия, взводный: защищать свою родину.»
Далее, после его смерти мы узнаем, что комэск участвовал в Первой Мировой, и у него есть имя - Георгий Петрович, которому нижние чины подарили деревянный портсигар с гравировкой.
А теперь давайте почитаем сценарий. Из него мы узнаем, что у Георгия Петровича есть фамилия и, как минимум звание: Георгий Петрович Максимов, на 1915 год – поручик, служил в Епифанском полку (227-ом пехотном).
«Алексей расстегивает офицерский френч, слушает сердце. Потом медленно, аккуратно застегивает его на все пуговицы. И натыкается на карман: левый, где сердце. Лезет в него и достает самодельный деревянный портсигар: сыплется махорка из двух пулевых пробоин.
На металлической пластинке — старательно выполненная гравировка:
«ЕГО БЛАГОРОДИЮ ГОСПОДИНУ РОТНОМУ КОМАНДИРУ ПОРУЧИКУ ГЕОРГИЮ ПЕТРОВИЧУ МАКСИМОВУ НА ДОЛГУЮ ПАМЯТЬ, 7-я РОТА ЕПИФАНСКОГО ПОЛКА. ГАЛИЦИЯ. 1915 ГОД»
В конце 1915 году 227-й полк входил в состав 57-й пехотной дивизии (начальник генерал-лейтенант барон Бодэ) 44-го армейского корпуса (командующий генерал-лейтенант Бржозовский) 10-й армии (командующие генерал от кавалерии Цуриков, в последующем генерал от инфантерии Родкевич) и воевал на северном фронте.
А вот с февраля 1915 года до сентября, 227 полк участвовал в обороне крепости Осовец.
Да-да, той крепости, которая знаменита «атакой мертвецов».
Я не знаю, почему упомянута Галиция (вполне возможно, что поручик Максимов попал в плен вместе со своими подчиненными, другая версия - после переформирвания полка, поручик Максимов был переведен в другую часть.)
Наверное, не случайно, Борис Васильев выбрал для кадрового русского офицера именно этот полк. Жаль, что в итоговый фильм, название полка так и не попало, возможно - это помогло бы дополнить прошлое «комэска».
Теперь, что еще нам известно:
- он потомственный русский офицер (это ясно из монолога выше). Как мы , знаем, Люба (уже Трофимова) тоже из потомственной семьи офицеров. В сценарии это ясно обыгрывается, при этом комэск Максимов, сразу видеть в ней «свою»:
«Комэск поворачивается к Любочке: — А вы… Командир вдруг замолк на полуслове, и Любочка со страхом ждала, что он еще скажет. А комэск молча взял чемодан, обе корзины и перенес их в тень. — Пожалуйста, старайтесь как можно меньше бывать на солнце. Здесь оно беспощадно, мадам. Щелкнул шпорами, резко, по-офицерски, кивнул, точно говоря непрозвучавшее, но такое для нее знакомое «Честь имею», и ушел.»
- он знает как минимум английский язык (помните заставлял Варавву спрягать глаголы)
- он прошел всю войну.
А теперь, самое главное открытие по этому персонажу:
В фильме, как я писал выше, ему от 40 лет. Но ЭТО НЕ ТАК!!!!
«Старому» комэску - ВСЕГО 26 ЛЕТ на момент фильма, т.е. родился он – в 1895 году.
Это кстати хорошо стыкуется с его званием в 1915 году - перед нами первый досрочный выпуск (как помните, при объявлении войны, «в офицеры» выпустили досрочно) – на 1914 год ему 18 -19 лет .
Редкий счастливец - доживший в мясорубке Первой Мировой в ПЕХОТЕ . Где то видел статистику, что пехотных офицеров, которые начали Первой мировую в нижних офицерских чинах, к 1917 году осталось не более 10% ( кое –где в полках сменилось 4-5 составов; для кавалерии цифры поменьше, а в самом лучшем положении были артиллеристы).
И считает Варавву, своим "младшим" братом - поэтому ему так обидно, что Иван по-лихости и молости своей забыл о том, что он не только вояка-рубака, но и командир.
Для него, приезд Алексея с молодой женой в часть, это нонсенс.
Ведь прежде чем жениться, русский офицер должен был получить одобрение от полкового командира, который оценил бы – сможет ли молодой офицер «содержать» жену.
Он,26 летний командир, воспитанный, по «старому уставу», не понимает, о чем думает этот 19-летний дуралей, воспитанник краткосрочных курсов.
И он, воспитывает его:
«— А жениться вам тоже комсомол приказал? — Это мой личный вопрос, — нахмурился Алексей. — Ваш личный? Ошибаетесь, взводный. Женитьба — дело чести вашей, а не вопроса. Алексей растерялся настолько, что, поморгав, совсем не по-уставному протянул: — Чего-о?.. — Когда вы просите женщину вручить вам руку и сердце, вы внутренне даете самому себе слово чести, что всю жизнь будете служить ей щитом и опорой. Что в любых несчастьях, болезнях, горестях вы не покинете ее и никогда не предадите. Никогда.»
И командир, комэск Максимов был хороший. Потому как, эти слова очень хорошо запомнит главный герой фильма.
"Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля... " /www.politsoccer.com
Это сообщение вы можете
|
|