smotrelkin
|
Мембер
|
|
Зарегистрирован: 2003/02/20
|
Постингов: 9468
|
Откуда: Санкт-Петербург, Россия (не надо рая, дайте Родину мою)
|
|
Северсталь.
[re: FORZA]
2006/05/27 12:22
|
Редактировать
|
Ответить
|
|
|
В схватке Mittal и Arcelor победила "Северсталь" Алексей Мордашов получит треть акций в крупнейшей сталелитейной компании мира
Вчера сталелитейные группы "Северсталь" (Россия) и Arcelor (Люксембург) объявили о слиянии. Согласно их совместному сообщению, владелец "Северстали" Алексей Мордашов получит 32% объединенной компании, заплатив за выкуп допэмиссии акций европейского партнера 1,25 млрд евро наличными. Кроме того, в новый холдинг будут внесены все предприятия "Северсталь-групп", включая метизное и горнорудное подразделения, а также американские (Severstal North America) и итальянские (Lucchini S.A.) активы. Стоимость акций Arcelor оценена в 44 евро за штуку, то есть на 36,6% выше цены этих бумаг на 25 мая. Соответственно, доля г-на Мордашова будет стоить 12,98 млрд евро.
После слияния российский партнер получит место неисполнительного президента совета директоров, имеющего право назначать 6 из 18 директоров новой компании. Ги Долле и Жозеф Кинш, нынешние председатель правления и председатель совета директоров, сохранят свои позиции в управлении компанией. Миноритарным акционерам, как сообщают в "Северстали", будет выплачено 7,6 млрд евро в виде дивидендов и платы за выкуп акций. Сделку предполагают закрыть в июле, после одобрения Еврокомиссией.
Объединение Arcelor и "Северстали" позволит создать крупнейшую сталелитейную компанию мира, чья будущая выручка оценивается экспертами в 46 млрд евро ежегодно, EBITDA - в 10 млрд евро, а объемы производства стали в год могут достичь 70 млн тонн. В прошлом году Arcelor, по официальным данным компании, смогла выплавить около 46 млн тонн жидкой стали, а предприятия "Северстали" (вместе с итальянскими и американскими) - 17,1 млн тонн. Около 82% капитала российской компании принадлежит Алексею Мордашову, генеральному директору ЗАО "Северсталь-групп" и председателю совета директоров ОАО "Северсталь". Капитал Arcelor распылен между миноритарными инвесторами. На сегодняшний день самый большой пакет (около 5,6% акций) принадлежит правительству Люксембурга.
О возможном слиянии российской сталелитейной группы "Северсталь" и европейской Arcelor, второй в мире компании по объемам производства стали и первой в отрасли по выручке, говорят не первый год. Всплеск интереса к этой теме пришелся на лето прошлого года, когда только ленивый не задавал вопрос о реальности такого развития событий топ-менеджерам обеих компаний. И те и другие традиционно отвергали подобную возможность, заявляя, что "продолжат сотрудничество в области метизов и стали". Поэтому к началу этого года отраслевые эксперты в целом перестали интересоваться слиянием Arcelor и "Северстали".
И напрасно. Циркулировавшие на рынке слухи об объединении "Северстали" с крупнейшей стальной компанией мира основывались на вполне очевидных фактах. А на правильно сформулированные вопросы давались и ответы, отличавшиеся от традиционных формулировок. Так, прошлым летом старший вице-президент Arcelor Рональд Юнк заявил RBC daily: "Северсталь" является для нас единственным возможным партнером, разделяющим наше видение стратегии бизнеса". Отметим, для Arcelor такая оценка - едва ли не прямое указание на то, что ни с кем другим объединение активов и передача долей в компании невозможны. В начале марта этого года на европейской стальной конференции CRU в Барселоне вице-президент Arcelor Марк Лакруа представил миру точку зрения своей компании на перспективы слияния с Mittal Steel, объявив, что таковое слияние невозможно именно из-за разницы взглядов на принципы ведения бизнеса. Российские площадки, по словам г-на Юнка, интересны Arcelor из-за дешевой рабочей силы и низких энерготарифов. Уже прошлым летом можно было предположить, что небольшие совместные предприятия могут подготовить почву для объединения российского и люксембургского холдингов. "Совместная деятельность начинается с малых шагов, и пока мы накапливаем взаимное доверие", - говорил тогда Рональд Юнк.
Сотрудничество Arcelor и "Северстали" началось в 2002 году, когда сталелитейные компании зарегистрировали первое совместное предприятие, ЗАО СП "Севергал". Официальное открытие его производства (оцинкованный прокат, мощности расположены на территории основного актива "Северстали" - Череповецкого меткомбината) состоялось, о чем уже рассказывала RBC daily, 13 апреля этого года. А 1 июля 2005 г. был запущен еще один совместный проект - ООО ТА "Корд" (выпускает металлокорд для шинной промышленности, мощности расположены на территории также входящего в "Северсталь-групп" Орловского сталепрокатного завода). Кроме того, прошлым летом, когда "Северсталь" объявила о приобретении итальянской сети сталепрокатных заводов Lucchini S.A., Arcelor приобрела одновременно с российским партнером один из принадлежащих Lucchini заводов в Польше.
Заместитель г-на Мордашова Вадим Швецов ранее заявлял RBC daily, что партнеры "рассматривают и другие совместные проекты в метизах и стали". Да и полное объединение активов, по информации RBC daily, неоднократно обсуждалось. Дело вставало за одним нюансом: владелец "Северстали" Алексей Мордашов вряд ли согласился бы на роль миноритарного незначительного акционера. А Arcelor, которая все же борется за звание первой в мире сталелитейной компании, было не к лицу отдавать значительную долю младшему российскому партнеру, даже несмотря на близость взглядов на ведение бизнеса.
Ситуацию кардинально изменило сделанное в конце января предложение Mittal Steel Group о поглощении Arcelor. Разумеется, как неоднократно писала RBC daily, приход в Arcelor управленцев Mittal означал бы не только смену бизнес-принципов, но и фактическую отставку нынешнего руководства люксембургской стальной компании. Поэтому, когда 19 мая Mittal Steel подняла свою заявку, объявив, что готова заплатить более 25 млрд евро за контроль над конкурентом (изначальная заявка формулировалась на уровне около 18 млрд евро), медлить было уже нельзя. Сейчас на стороне менеджеров Arcelor остались владельцы примерно 15% ее акций. Около трети собственников компании составляют портфельные инвесторы, базирующиеся в Лондоне и Нью-Йорке, - самое слабое место в защите люксембургской компании против поглощения. Очевидно, что увеличение премии наверняка склонит их к мысли о выходе из акций Arcelor, несмотря на 5 млрд евро, которые ее руководство пообещало заплатить акционерам в случае провала враждебной кампании конкурента.
Еще в марте менеджеры Arcelor, считающие заявку Mittal "враждебной", заявили, что будут искать "рыцаря на белом коне", который поможет вывести компанию из-под удара конкурентов. Схема была ясна сразу: будущий партнер выкупает допэмиссию акций Arcelor и получает пакет, достаточный, чтобы вместе с другими акционерами, настроенными против прихода Mittal, заблокировать поглощение. На рынке ходили слухи, что Arcelor ведет переговоры о слиянии с японскими компаниями, а также с российскими - Новолипецким и Магнитогорским меткомбинатами. Однако если задуматься как следует, то объединение по описанной схеме было возможно только с "Северсталь-групп" - еще в прошлом году из уст г-на Юнка прозвучали слова, вполне четко определявшие позицию Arcelor по этому вопросу.
В этом свете г-н Мордашов превращался уже не в младшего партнера, которому не хочется отдавать большой пакет акций, а в того самого рыцаря, который не только поможет Arcelor избежать поглощения, но и разделит с ее менеджерами все их убеждения в части управления компанией. Согласно комментариям люксембургских менеджеров, Arcelor рассчитывает, что 32% бумаг, которые достанутся Мордашову, вместе с 15% акций лояльных акционеров составят более 45% голосов в новой компании, что позволит заблокировать поползновения Mittal, даже если та скупит треть акций Arcelor с рынка (покупка большего пакета вряд ли технически возможна).
Конечно, Алексею Мордашову еще требовалось согласовать слияние в кремлевских коридорах, но, судя по информации на рынке, проблем у него с этим не возникло. Лояльность бизнесмена к действующей власти и его активное участие в общественно-экономических структурах (в частности, он руководит комиссией по присоединению России к ВТО) обеспечили ему свободу в принятии решений о продаже своих предприятий Arcelor. И место президента, пусть и неисполнительного (non-executive), во главе крупнейшей сталелитейной компании мира.
Сам г-н Мордашов вчера заявил, что "рад объединению с концерном Arcelor". По его словам, "топ-менеджмент компании "Северсталь", ее высокодоходные активы и производство с низкими затратами совместно с сильными сторонами Arcelor позволят объединенной компании возглавить консолидацию металлургической отрасли". А г-н Долле назвал объединение с партнерами из России "огромным достижением для Arcelor, позволяющим объединенной компании занять ведущие позиции на мировом рынке производства стали". "Данная сделка соответствует стратегии Arcelor, - говорит он. - В результате слияния будут усилены позиции Arcelor на рынках Бразилии, России, Индии и Китая, что также является одним из ключевых элементов нашей стратегии".
Отдел компаний
Мария Молина, 26.05.2006
"Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля... " /www.politsoccer.com
Это сообщение вы можете
|
|