|
|
|||||||
Сегодня, как обычно в такой день ( а также 9 мая, 22 июня, 7 ноября и просто в дни когда надо повышать градус патриотизма) покажут в очередной раз фильм «Офицеры». Будет сказано много слов (часто искренних, часто пустых). Но о том, что будет написано ниже, никто рассказывать не будет. Вас никогда не смущало, что двое офицеров, у которых была крепкая дружба, как-то в последний раз в одном кадре показаны в Китае ( 1935год?), потом Люба и Иван - когда Иван улетает в «загранкомандировку» (Испания обратно?, или на китайской границе?)), и уже в момент встречи «после войны» ( кстати, далеко «после войны»), удивляясь, что каждый из них жив? В тот момент, когда Варавва улетает в «командировку», он носит уже звание «комбриг» (помните военный летчик говорит: «Ну не могу я уже, товарищ комбриг!»), с Трофимовым, все интереснее – в моменте, когда сын Егор фотографируется в отцовском кителе вместе с невесткой, у него с одной стороны – в петлицах одна шпала ( соответствует званию капитана), но при этом шеврон состоит из двух золотых полосок (соответствует комдиву). С одной стороны, Трофимов явно не капитан, потому как Академию закончил к тому моменту (об этом мы узнаем ранее из разговора Егора с девушкой), но до командира дивизии, явно еще пахать и пахать. Хотя служебная квартира, обстановка, и внешний вид Любы, говорит, что семья в достатке, а это уже как минимум «подполковничий» уровень ( по сценарию – полковник Трофимов). Год локализуется просто: война в Испании это 1936-39 годы, танк БТ-7 (макет), школьник мог собрать после 1937 года, ну и Егор – уже юноша (15-16 лет), так что – скорее всего перед нами 1938 год. Встречаются герои после войны. Когда конкретно? Тоже легко локализуется. Ивану Трофимов 12-13 лет. Родился он в 1941 году. Значит встреча – после мая 1953 года. Я, конечно, знаю, что и в Российской империи, и в Советской России, всегда отмечали преобладание среднего командного состава над младшим, но вот чтобы за годы войны не поинтересоваться судьбой друга, не верю. Не в таких они (по фильму) чинах, чтобы затеряться. И найтись после смерти Сталина. В кинофильме просто вычеркнули половину сюжетной линии, и по объему две пятых сценария. Что есть в сценарии: при возвращении Вараввы с « испанской командировки», всех офицеров арестовали ( кстати Варавва уже комдив, что логично – «испанцы» в целом быстро росли в чинах). Об этом узнает Алексей Трофимов, и пытается его защитить. В органах, ему намекают, что он заблуждается, и Варавва враг. И тут он ломается. В сценарии: «Но Алексей громкость регулировать не стал. — Это надо немедленно прекратить! — Почему? — Я сказал, прекратить! Люба прошла к репродуктору, выдернула штепсель из розетки и тихо напомнила: — У него никого нет, кроме нас, Алеша. — Его счастье! — по инерции выкрикнул Алексей, но сразу же сбавил тон. — Сейчас счастье с обратным знаком. С минусом оно, понимаешь? — спохватился, включил радио, но сделал все же потише. — Минус счастье, минус! У кого ничего нет, того и взять не за что. А у меня — ты и Егор. Ты и Егор, понятно это тебе? И я требую прекратить всякие передачи! Люба подошла к репродуктору, снова выдернула штепсель. — Включи! — крикнул Алексей. — Немедленно включи радио! — Ты — трус? — тихо спросила она. — Я сказал, радио… — Трус, — Люба бросила на пол черную тарелку репродуктора и яростно растоптала ее. — А я-то, дура, думала, что мой муж — русский офицер. — Твой муж — красный командир, а не офицер! Красный, понятно?.. — Офицер в России не попугай, в цвета не окрашен. Он украшен честью, и либо имеет ее, либо не имеет. Минус честь, Алексей, а не минус счастье. Загляни в свою душу, загляни и посмотри, осталась ли там хоть капля… — Дура! Дура чертова! — заорал он. — Из дерьма не выплывают! — Трус! — резко выкрикнула Люба. — Мой муж — трус, слышите?!.» По сценарию, далее самое емкое: - и как сажают Трофимова, а через год выпускают с «понижением» до лейтенанта. - и как Любу выкидывают из ВУЗа и клиники, и ее «переводят» в Воронеж на работу швеи на швейной фабрике. - и как Егора отчисляют из танкового училища, и переводят на «срочную». И все эти разговоры, про сломанные судьбы, про «за что», про крыс, которые контролируют героев. Трофимов, выйдя из тюрьмы, по совету знакомых пишет рапорт на Финскую войну. На которой совершает подвиг, личной отвагой подавив ДОТ (до этого молодой комбриг, командовавший «пониженным в звании»Трофимовым угробил роту, да и послан был лейтенант Трофимов не один, а с помощником, который в случае если увидит, что бывший «зэк» попытается сдаться врагу – пустить пулю в затылок), и тем самым «кровью смыв». Наверняка при этом Любе рассказав, что в предварительной камере видел надпись: «АЛЕШКА, ДЕРЖИСЬ. ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН ЛЮБОЧКЕ И ЕГОРУ», из которой сделал вывод – что Ивана в живых то уже нет. Возлюбленная Егора Трофимова, Маша, кстати дочка репрессированного, и «отказница», и по сценарию, жила не «приличном доме в центре города», а в «бараке на окраине». И разговор в фильме между отцом-майором (две шпалы) и курсантом танкового училища в Москве, по сценарию происходит между реабилитированным, но пониженным в звании старшим лейтенантом, и отчисленным из танкового училища сыном в Воронеже. Так что, в финальной встрече, нам встречаются два офицера пережившие сталинскую мясорубку и войну. Но догадаться об этом кинозрителю очень сложно – есть только момент недосказанности: как же так случилось, что генерал – майор, комдив, и ГСС, ничего не знает о генерал-полковнике, дважды ГСС, скорее всего одного из зам.министра обороны (назначение начальниками военными академий ниже не курируется). Да потому что оба считали, что друга нет в живых. И, скорее всего, Варавва, когда восстанавливали в армию, "посоветовали" взять другую фамилию. Что тот и сделал. Ну и ряд моментов, которые бы сделали фильм сильнее Жизнь героев фильма и сценарии во время войны, практически совпадает, за исключением деталей. Так по фильму, Егору Трофимову вручают орден, когда он гвардии капитан, по сценарию – младший лейтенант (что логично, т.к. Егор не закончил училища), Маша Белкина встречает санитарный поезд в Горьком, и передает своего сына (внука Алексея Трофимова) с рассказом, не о том, что мать повесили, а за что повесили: её мать, заслуженная светила медицины, смогла найти работу только нянечки, в доме интернате для больных детей, которых даже не думали эвакуировать. А повесили ее за то, что она плеснула кипятком в лицо немца-офицера, расстрелявшего детей в их кроватках. Сцена с ликвидацией прорыва немецких танков (кто не понял: санитарный поезд забирал раненных, когда Красная Армия наступала, а не отступала), в сценарии, еще более сильная, чем в кинофильме. В кинофильме, после того, как объявили, что враг прорвался, началась паника, раненные отпихивая друг друга лезут в вагон, который стоит на перроне (это на второй года войны, когда уже все знали, что больше шансов выбраться, если транспортное средство движется, а не стоит на месте). И тут выпрыгивает летчик в летном шлеме, и с криком: «Офицеры и коммунисты, ко мне! Всем кто может держать оружие, занять оборону. Задержать танки» . Ну как- то наигранно, не находите? Не могли так написать фронтовики. Они и написали по-другому – но так что веришь: «Замполит вошел в полуразрушенное станционное здание, где ожидали погрузки легкораненые. Остановился у порога, старательно протирая очки. Потом надел их, оглядел забитое людьми помещение и негромко сказал: — Я обращаюсь только к тем, кто добровольно возьмет оружие. Нужно остановить немцев хотя бы минут на сорок. На полчаса. Я понимаю, вы заслужили отдых. Кровью своей заслужили. Но если мы не остановим врага, они добьют здесь всех. Вот. Раненые внимательно слушали майора, но никто пока не вставал с места. — Извините, — замполит неуверенно потоптался и вышел на перрон. — Ну что, мужики, неужели майора одного бросим? — помолчав, спросил сидевший в углу летчик с перевязанным плечом. — Офицеры есть? Не ожидая ответа, он встал и, шагая через раненых, пошел к выходу. Не успел еще выйти, как за ним по одному, по двое, группами стали подниматься раненые». Надеюсь, что отняв ваше время, не разочаровал написанным. |
|