|
|
|||||||
Фильм "Офицеры" действительно входит в национальное культурное достояние России. В современной России, не найдется человек старше 30, который не видел этот фильм. Фильм, изначально создававшийся, как ода офицерским женам, в настоящий момент стал фильмом о нечто большем - воинском братстве, долге перед Отчизной, родными и боевыми товарищами. К сожалению, я, только недавно прочитал сценарий Бориса Васильева, по которому поставлен фильм. И в сценарии оказались те моменты, которые, по фильму были малопонятны, или хотелось узнать больше. Начнем с того, что вот две ссылки. -одна на фильм: https://www.youtube.com/watch?v=Nt2fRbn11n0 - другая на сценарий: http://www.e-reading.by/bookreader.php/10651/Vasil%27ev_-_Oficery.html Если вы прочитали сценарий, то текст ниже вам не нужен Меня всегда интересовала, откуда они появились: Алексей Трофимов, Иван Варавва, Люба. Начнем с Любы (будущей верной жены Алексея Трофимова) По возрасту она скорее всего погодка (или младше на год) Алексея Трофимова (т.е. 1902-1903 года рождения). Из фильма видно, что она из какой-то дворянской или буржуазной семьи. В сценарии, это описано достаточно четко: Люба, не то что дворянка - она из потомственной военной семьи. Ее отец: кавалерийский полковник, на германской войне с самого начала. Погиб в начале 1917 года, когда повел свою дивизию в атаку. К 1921 году- сирота, ко встрече с Алексеем мать уже умерла. Кстати знаменитый дом со львами, по тем временам "новодел"( Доходный дом Г.А. Гордон , ул. Малая Молчановка, д.8), и квартиру могла приобрести только зажиточная семья Вот выдержки из сценария: "— Господи, неужто полковника убили? — растерянно ахнул Кузьмич. — Что? — спросил Алешка. — Какого полковника? — Отец у этой барышни — боевой полковник. С четырнадцатого из окопов не вылазит. Я у них аккурат перед войной комнату для мамзели переделывал. — Это где — у них? — На Арбате. Там в переулке дом со львами. Заметный такой дом." "Над роялем висели два увеличенных фотографических портрета: кавалерийского полковника в парадном мундире с многочисленными орденами и пожилой дамы в скромном платье с аккуратным белым воротничком. К углу рамки каждой фотографии была прикреплена узенькая ленточка крепа, а лица на них чем-то напоминали Любочку." "— Ее отец — боевой офицер, командир дивизии. Я документы читал. — Мало ли чего в документах напишут. Скажи, мог командир дивизии в атаку ходить, будто солдат? — Ну, если надо. Он — офицер, мало ли… — Мало, Трофимов, мало! Это наши краснозвездные герои… — майор вдруг решил не развивать начатую тему." Алексей Трофимов Фильм начинается с того, что зачитывают приказ о награждении комвзвода Трофимова за победу в стрельбе среди других посетителей курсов, а также за сознательность и дисциплину. Алексей родился в 1902 году, отец пропал осенью 1914 года (намек на армию Самсонова? или Галицийскую битву?), мать к 1921 году также потерял. Предан делу революции с самого начала , к 1921 году уже комсомолец, и по набору попал в армию Кстати, столь смешные "красные шаровары", над которыми смеялись в фильме (на самом деле это были штаны мирного времени Сумского гусарского полка, базировавшегося до ПМВ в Москве), была вполне себе награда, и к ней выдавались соответствующие документы. Выдавалась наиболее отличившимся, и выделяла их из толпы. Троцкий, в начале Гражданской, так отмечал своих "любимчиков". Впрочем, в Крыму в красных штанах, действовали "красные" венгры-гусары. "И Алешка никогда не жаловался и не унывал. Отец у него еще осенью четырнадцатого без вести пропал, мать в эту зиму совсем расхворалась, и он подрабатывал, где только мог. " "На вышке Алексей уже установил пулемет, когда туда поднялся комэск. Молча проверил прицел, просмотрел пулеметные ленты. Поймав веселый взгляд Алексея, усмехнулся: — Какого года? — Второго, товарищ командир. — Значит, сразу — на курсы? — Так комсомол приказал." "— Тебе легко шутить, ты, вон, в академию нацелился, — вздохнул Алексей. — Главное, понимаешь, матерей у нас нет: ни у Любы, ни у меня. Обе, как на грех, от тифа померли, будто сговорились. А без бабки как ребенка вырастить?" Иван Варавва. Один из самых загадочных героев. Начнем с того, что Иван из семьи потомственных зажиточных терских казаков (хотя в фильме у него и кубанская кубанка (с золотым крестом, у терцов - золотой на синем). И хотя на Первую мировую не успевал, но успел отличиться - к 1917 году получил Георгия, скорее всего солдатский,хотя награждение было в Царском Селе, а отцу-казаку, по традиции -за первую награду сына, знакомые (полковники и генералы) давали червонцы (за то что настоящего воина вырастил). Отсюда можно представить, что Иван родился на рубеже веков, и проучился в училище недолго (возможно окончил только курсы). Степень принятия его революции неизвестна (мог воевать как за красных, так и за белых, а мог и за тех и за других), ясно, что в 1921 году (и в последующем), он воевал не против "красных" или "белых", а против давних врагов его Родины: степного народа, японцев, немцев и т.д. На этот момент, еще жива его мать, отца -убили. По сценарию, якобы убили белые, но врят ли они бы убивали старого есаула, скорее всего - убили его горцы, устроившие в Гражданскую резню на Кавказе (убивая и красных и белых) И последнее. Я уж не знаю, специально или нет ( кроме Васильева, окончательный сценарий писал Рапопорт), но Иисус Варавва - это тот преступник, которого пожелал иудейский народ (таким правом им дал воспользоваться Понтий Пилат - освободить любого преступника, полагаю что освободят Иисуса Христа) освободить вместо Христа. По одной из версий, Варавва был кем-то вроде Спартака: деятельный борец за свободу Иудеи. Выдержки из сценария: "И совсем уж особняком расположились отставные полковники и генералы: это уже деды, а не отцы. И странно видеть в их обособленном кругу двух терских казаков: пожилого есаула и совсем еще юного казачка Ваню. — Георгиевский кавалер, — с невероятной гордостью хвастается есаул. — Покажи господам офицерам боевую награду, Ваня. Ваня расстегивает парадную бурку. Над сверкающими газырями — новенький Георгиевский крест. Отставники уважительно рассматривают его — уж они-то понимают в наградах! — а какой-то весьма древний генерал торжественно отдает честь. И Ваня очень смущается. — Самый молодой кавалер, — важно продолжает есаул. — Потому и в Царское Село приказано было явиться в моем сопровождении. Государь лично «Георгия» вручил. Белокаменную посмотреть дозволили, Иверской Божьей Матери поклониться. Ну а завтра, конечное дело, обратно на фронт. В действующую армию. Отставники прочувствованно жмут юному герою руку, говорят добрые слова и тактично — есаулу, а не казачонку — суют червонцы в широкую задубелую ладонь. Ваня безмерно счастлив и горд, но и смущен тоже безмерно: даже румянец выступил на еще не знакомых с бритвой щеках. Он что-то бормочет в ответ на поздравления и напутствия, улыбается…" "И почти сразу оттуда же выбегает молодой командир в казачьем бешмете с газырями, шашкой и кинжалом на узком наборном ремешке и лихим чубом из-под кубанки: — Господи, неужто и вправду из самой Москвы? С прибытием! Командир первого взвода Иван Варавва. — Трофимов, — Алексей делает неуверенный жест. — А это — Люба. Жена моя. — Ваня, — Варавва звонко щелкает шпорами. — Извините, что встречаю без цветов. Клянусь, это в последний раз. Любочка видит перед собою веселого, ловкого, подтянутого командира, в котором все — от сапог до кубанки — граничит со щегольством" "— Есть бабка, — не глядя возразил Иван. — Отца у меня беляки зарубили, а мать уцелела. В станице живет, на Тереке. Хорошо там, молоко, виноград, хлебушка вволю. — Хорошо, Ваня, где нас нет. — Хата у матери добрая, сад имеется, — не слушая, продолжал Иван. — И Люба подкормится, и ребенок на ноги встанет. — Ты это о чем? — Давай я Любу с ребенком к матери отвезу, — тихо сказал Варавва. — Нет, ты погоди отказываться, ты подумай сперва. Тут — голод да холод, а там… Природа там, климат, а главное, хлебушка вволю, Алешка. Там они…" |
|