smotrelkin
()
2005/09/18 12:27
Четыре -"4"....Мякиш, который не хочет быть мясом.

* со своего ЖЖ*

Россия, 2004
Режиссер Илья Хржановский
В ролях Сергей Шнуров, Константин Мурзенко, Геннадий Вотрин, Леонид Федоров, Марина Вовченко, Юрий Логута, Ирина Вовченко, Светлана Вовченко
124 мин.

Арт-хаузное кино. Что значит не для всех. Поэтому, если все же решитесь посмотреть - будьте готовы к тому, что "потеряли два часа своего драгоценного времени". Или наоборот - "приобрели два". Таково оно, арт-хаузное кино.
Фильм снимался четыре года, и это никак не было связано с названием. Просто так получилось.
Сценарий написал скандально-известный (вернее распиаренный провластными структурами) писатель Владимир Сорокин в Японии
Фильм уже приобрел ауру "непоказного" в России. Связано это с тем, что Министерство Культуры не давало год "добро" на прокат в России, требуя формально уменьшить хронометраж на 40 мин ( или по сути - вырезать из фильма множество материала). Но режиссер отказался ( к слову ему кажется еще и 30 лет нет), а так времена уже далеко не тарковские, то МинКульту пришлось таки дать разрешение.
За это время фильм стал победителем Роттердамского кинофестиваля, с характеристикой от жюри: "Фильм "4" - опустошительный кошмар, который вводит нас в неясное состояние между ложью и правдой" и получил приз фестиваля в Сиэтле (вернее получил режиссер: "Лучшему молодому режиссеру" среди 348 фильмов из 59 стран мира).
В России его показывают только для тех кому за 18 лет ( имеет категорию) так как есть и обнаженка и мат ( между прочим очень органичный, не выспаренный). Фильм нужно смотреть только в кинотеатре с хорошим звуком. Потому что звук в данном фильме играет очень большую роль.

Фильм как бы делиться на две, вернее на три, неравнозначные части. Начало, еще начало и остальной фильм.
В начале фильма - жесткий фантастический триллер: четыре дворняги "сидят" в позе сфинксов за ГУМом .Молча. И тут вторгается Цивилизация. Страшно.
Второе начало. Комедийно-абсурдно-сатирическое.
В баре случайно встречаются трое людей у четвертого. Четвертый - официант. Первые трое: торговец мясом - профессия еще недавно культовая. А теперь - самая обычная. Настройщик рояля - специальность во все времена уникальная и почти никому ненужная. Проститутка, казалось бы, дело другое. Дело всегда нужное, чуть ли не престижное. Но и она, подобно другим героям нового фильма, придумывает себе более актуальное на сегодня ремесло. Да-да именно так. Они начинает врать друг другу - тут же, сразу, с полу взгляда, взахлеб вешая друг другу на уши лапшу о своей выдуманной жизни и тем самым преображаясь не только в глазах собеседников, но и, что более важно, в собственных глазах тоже. Торговец мясом становиться важным чином в Администрации Президента, занимаясь снабжением питьевой водой; проститутка - менеджером по продаже японского агрегата, от которого наступает "такое энергетическое успокоение", что "японцы, расслабляясь, плачут". Надо заметить - что без хохота ее рассказ слушать нельзя. Настройщик рояля ( его играет известный, как певец группы "Ленинград", Шнуров - надо заметить очень интеллигентно выглядит) рассказывает байку что он химик-органик и работает в одном "секретном ящике" ( "на войну работаешь?" -замечает на это лже- работник АП) занимаясь проблемами клонирования ( или как это "у нас" оказывается называется - дублированием; отсюда - не клон, а дубль) и изучения "дублей". Ну и походу рассказывает что самый эффективный способ - создание "четверок" дублей: так и экономичней, и генетических нарушений меньше. Заниматься этим начали еще при Сталине ( было два проекта: "атомной бомбы" и "дублирование") и с тех пор "наука" продвинулась вперед. В стране куча центров клонирования, и среди нас живет множество клонов среди вполне реальных людей.
На этом герои и расстаются чтобы никогда не встретится.
Вот тут начинается третья часть - какой то психоделический хоррор
У торговца мясом самая простая история. Он торгует "всем что пахнет мясом" - начиная от "стратегических запасов Родины" (тушами с 1969 года), до "круглых поросят" ( весьма деликатесный товар - появившийся из местности Полигон и в природе который создать невозможно). У него есть отец - в прошлом крупный научный работник, который помешался на чистоте, и поэтому стерилизует все, что приходит из внешнего мира - в том числе и сына ( не в хирургическом плане естественно - а физическом: прежде чем прикоснуться к руке сына заставляет того протереть руки спиртом) и на порядке ( " все должно идти одно за другим"). Сам он, торговец, страстно, хочет попасть в прошлое, в детство, когда показывали фильмы, как "Ко мне, Мухтар!" и читает сказки на сон грядущий. Ему не нужен этот мир - ему нужен мир 30-летней давности. Он и уходит из этого мира в конце фильма.
У настройщика рояля - посложнее. Он, после встречи в баре ( так и хочется написать "в баре "У погибшего альпиниста" Стругацких") идет на жесткий тусняк, где идет полная "колбаса". После того, как он расслабился, в помещении с аквариумами, он встречает странного человека, который кормит рыбок и чистит аквариумы. У них завязывается потусторонний диалог ( к слову - этот диалог вербальная "мысль" фильма), в которым "человек неоткуда" размышляет о том что " у человека нет имени, он всегда - меняется. Это стекло будет стеклом, а человек - это кусок, который меняется". То есть человек - это не мера всех вещей. Диалоги все наши стандартны, система отношений стандартна, Отсюда - вывод как же мы можем быть мерой друг друга?
И свободы выбора у нас нет. Даже лишать/не лишать себя жизни. "Самоубийство? Паллиатив, вынужденный ход, а вынужденные ходы в этой игре недействительны". Вопросом, есть ли в этой игре какие-то еще ходы, кроме вынужденных, фильм открыто не задает. Потому что ответ страшен.Потому что из этого следует - что ходы стандартны. А если ходы стандартны, то и мышление у нас стандартно. А это значит что каждый из нас клон соседа, а сосед клон тебя.
Что в принципе и произошло с настройщиком. После клуба он вышел на улицу и его загребли в "воронок" из которого он попал через абсурдный диалог со следователем и обвинением в преступлении, в колонии. И уж там он был абсолютно идентичен со всеми остальными, исправно шкуря болванки из дерева.
У проститутки история еще более закручена.

Утром она узнает что у нее умирает сестра. Он едет на похороны. В поезде, где все стандартно жрут водку, жаренных курей и варенные яйца, она проноситься через пол России, и попадает в мир, который и Кафке то не снился. Он кстати называется Полигон.
Среди помоек, пустырей, колючей проволоки, заброшенных аэродромов, разрушенных храмов ( все это показывается длинными кадрами, в течении минут семи - прямо таки не страна, а помойка на котором постоянно проводят эксперименты); находиться её деревня, где живут две ее сестры, спившийся молодой философ-интеллигент, работающий истопником, да свора полубезумно-разумных бабок. Деревня живет на то, что продает куклы. Большие такие куклы, в пол человеческого роста, набитые пережеванным мякишем. Бабки этот мякиш пережевывают, шьют куклы, а умершая сестра делала куклам из мякишей лицевые маски. И делала это так искусно, что куклы как бы жили - своей искусственной жизнью.
Куклы эти, к слову, и лишили сестру жизни. Она подавилась мякишем и померла, задохнувшись. То есть - куклы забрали ее жизнь. Ну а далее - передать словами просто невозможно. Безумные старухи матерятся, устраивают вместо поминок какие то оргии, на которых оставшимся трем сестрам просто ужасно. Потому что бабки -не стандартны. Они живы, они не куски мяса. Они индивидуальны каждая по себе. Но для нас, остальных - они именно поэтому и безумны. Истопник же поняв что ему не стать и стандартным и безумным вешается.
Конец фильма наверное понятен - героиня с сестрами уезжает в Город. Где все стандартно, где все свои, где все клоны. Вместе с умершей сестрой - их к слову было бы четверо (смотри список актеров - не заметили повторяющихся фамилий?)
К сожалению, описать визуальный смысл невозможно - это над увидеть, чтобы понять.
Да, есть еще и четвертый герой. Не официант. Это собаки. Весь фильм они скулят, от чего то бегут, их постоянно бьют - но они живут. Они, в отличие от волков - не санитары леса, они - жертвы цивилизации.
О чем кино, резюмируя:
""Этот фильм не просто о России, а о России в том числе, - говорит Хржановский. - Вообще же во всем мире существует проблема клонирования сознания, когда мы становимся похожими друг на друга, теряем себя. При желании сильных эмоций, мы, тем не менее, боимся глубоких и острых чувств. Так как они могут изменить нашу привычную жизнь. А это страшно. Я собственно начал снимать это кино, так как стал замечать нечто подобное за собой. Где-то я хотел сделать фильм-шок, чтобы заставить задуматься обо всем этом".
Ведь мы не клоны, правда?

P.S. 05 октября у нас начинают показывать "Пыль". Надо бы посмотреть. Судя по трейлеру показанному перед "4" тоже пища для мозгов , а не для глаз и желудка.



Можно отправить нам ящик электромыла Спорный мяч

Rambler's Top100