smotrelkin
()
2003/03/26 20:48
Re: Who is Mr. Putin?

Несмотря на то что второй президентский мандат Владимиру Путину практически обеспечен, за эту победу придется заплатить большую цену
Наталья Архангельская



До новых президентских выборов остался год: 14 марта 2004-го мы снова пойдем к урнам. "Большого сенокоса", происходящего раз в четыре года, ждут все участники политического процесса - от олигархов и губернаторов до политтехнологов и прессы: собранный урожай дает им возможность решить свои проблемы или, как минимум, пополнить бюджет за счет кандидатов. А поскольку реальный кандидат сегодня только один, то и заплатить за все придется ему. Если же он разочарует кого-нибудь из упомянутых игроков, то получит неприятности: забастуют бюджетники и пенсионеры, застучат касками шахтеры, побегут солдаты из воинских частей, политологи примутся анализировать, журналисты подхватят - богатый инструментарий постоянно совершенствуется. Суть выборов любого уровня в России составляет банальный шантаж, и если Путину за три года не удалось поломать этой традиции нашей реалполитик, то правила игры придется принять.

Несокрушимый рейтинг Путина (по данным ВЦИОМ на конец февраля, деятельность президента одобряют 76%, а доверяют ему 49% опрошенных) - палка о двух концах. Горячая народная любовь так зачистила пространство вокруг президента, что у него нет конкурентов. Ему не из кого лепить образ врага, а любой политтехнолог знает, что во время выборов кандидат лучше всего поднимается именно на борьбе с оппонентами. Что особенно важно, если у него самого, как и у Путина, не слишком много реальных заслуг: очевидно ведь, что в популярности президента есть элемент иррациональности - она не вполне адекватна его достижениям.


Конечно, Ельцину было проще: он боролся с коммунистами, а в распоряжении Путина такого жупела нет. Более того, "красная угроза" сплачивала вокруг первого российского президента его сторонников, заставляя их хоть немного умерить свои хватательные инстинкты. Безальтернативность же Путина эти инстинкты лишь разжигает: все равно выиграет, так пусть делится!

Ситуация осложняется тем, что на этот раз победа Путину нужна чистая и убедительная, ситуация 2000 года его не устроит. Напомним, что тогда его выигрыш в первом туре стал очевиден лишь к часу ночи 27 марта. Не говоря уже о подозрительных колебаниях численности электората от декабря к марту: за три месяца между думскими и президентскими выборами количество избирателей в стране выросло чуть ли не на миллион.

Кроме того, президент явно не готов к таким перформансам, какие демонстрировал его предшественник в ходе кампании 1996 года, когда за пять месяцев, буквально восстав из пепла, тот поднял свой рейтинг с 6% в январе до уровня, обеспечившего ему выигрыш в начале лета. Ссылаясь на этот пример, зимой 2000-го штабисты упрекнули Путина в том, что он не ведет кампанию. Претендент ответил знаменитой фразой: "Я перед избирателями плясать не собираюсь". То есть таким путем к победе он не пойдет. Значит, придется по максимуму использовать остальные ресурсы, и в первую очередь, конечно, административный.
Легенды и мифы об административном ресурсе

Административным ресурсом принято называть способность власти ставить на нужные должности своих людей, используя выборы. Первым проявлением его возможностей политологи считают президентские выборы Ельцина в 1991 году, когда против кандидата работала вся государственная машина: фантастически популярный претендент получил тогда довольно скромный результат - 57%. Впоследствии эксперты пересчитали итоги выборов, проверив официальные данные методами математической статистики, что дало им возможность утверждать: результат Ельцина был "опущен" на 10-15%. Последующая электоральная практика эти выводы подтвердила.

По мнению аналитиков, административный ресурс губернаторов, например, составляет сегодня 15-18% и при этом имеет тенденцию к росту: несколько лет назад возможности региональных лидеров были пунктов на пять-шесть ниже. Могущество действующих глав администраций складывается из фактического контроля над тремя основными участниками избирательного процесса: избиркомами, судами и прессой. О журналистах мы вообще не говорим, а независимость судей и членов избиркомов - фикция: несмотря на то что формально они подчинены центру, весь материальный контекст их жизни - от служебных помещений до жилья - находится во власти губернатора. Но если центр пожелает задействовать этот богатый потенциал в своих интересах, ему придется торговаться с губернаторами, выстраивая целую систему договорных отношений.

В переговоры с элитами Путин уже вступил, о чем свидетельствует ряд фактов. Прежде всего начало кампании ознаменовалось резким усилением позиций "старокремлевской" группировки, от опеки которой Путин вроде бы старался освободиться. Но выбор его рационален: "питерцы-силовики" так и не стали технологичными игроками на политической сцене, и доверить им организацию президентских выборов рискованно.

Повышение роли старой элитной группировки ярче всего проявилось в визите главы президентской администрации Александра Волошина в США с важной дипломатической миссией: переговоры по Ираку. Однако есть данные, что глава администрации разговаривал там не только и не столько об Ираке: главной целью был зондаж отношения наших партнеров по антитеррористической коалиции к временному - на период парламентской и президентской кампаний - ужесточению в России антизападной и антиамериканской риторики, как того требуют настроения электората. Как говорится, ничего личного - чистая технология.

Возможно, эти обстоятельства объясняют и любопытные изменения в руководстве высшей судебной инстанции страны - избрание председателем КС Валерия Зорькина. Поскольку эта рокировка не могла пройти мимо путинского комиссара по кадрам, замглавы президентской администрации Виктора Иванова, то можно хотя бы отчасти оценить ее как подготовленный питерской группировкой "наш ответ Чемберлену". Хотя столь серьезное кадровое решение наверняка стало результатом сложения многих усилий, причем необязательно скоординированных. Утверждают, например, что к нему приложили руку лидеры двух влиятельных регионов-доноров - Свердловской и Тюменской областей, а также руководство такого самостоятельного центра силы, каким является "ЛУКойл". Кстати, в его политике в последнее время наблюдатели отмечают тенденцию к сближению с питерской группировкой. Так или иначе, но отношение Зорькина к "семейной" группировке известно, и его возвращение на первые роли может расцениваться как потенциальная угроза пересмотра сложившегося в ельцинские времена статуса-кво. Олигархи уже напряглись. А Путину этот новый расклад дает возможность слегка сбалансировать усиление "старокремлевцев".

Предвыборное перетягивание каната проходит и по другим федеральным структурам. Ожидаются, в частности, попытки в рамках ротации состава ЦИК сменить ее председателя - на этот пост у питерцев есть своя кандидатура, но аналитики считают, что Александр Вешняков, севший в свое кресло еще при Ельцине и вполне устраивающий "семью", своих позиций не сдаст. И все же победа в федеральных кампаниях куется не в пределах Садового кольца, а в регионах, и здесь в игру вступает вертикаль власти.

Бесполезная вертикаль

Казалось бы, проще всего будет построить регионы под избирательные нужды руками полномочных представителей: не для того ли и создавался этот институт, чтобы проводить сверху вниз властные импульсы? Однако, как показывает практика, полпреды не только не способны обеспечить Кремлю его электоральные нужды, но часто даже вредят делу. Результаты региональных выборов это подтверждают: случаи, когда там побеждали устраивающие Москву кандидаты, можно сосчитать по пальцам. Зато шума - в избытке. Взять хотя бы историю с выборами в Курской области: Руцкого отстранили с большим скандалом, но нужного эффекта не достигли - избрать намеченную Кремлем кандидатуру так и не удалось. Нижегородскую область, после десяти лет отсутствия там коммунистов, сдали члену КПРФ. А борьба с Климентьевым на выборах мэра Нижнего Новгорода привела к тому, что тот подал в Европейский суд по правам человека иск, который был принят к рассмотрению. В Приморье победил Дарькин, хотя Москва поддерживала других кандидатов. В Тюмени вместо лояльного и проверенного Рокецкого сел менее предсказуемый Собянин. И так далее, и тому подобное. Как публичных политиков, агитирующих за президента или "партию власти", полпредов рассматривать тоже нельзя, так как уровень их известности в регионах не превышает 30-40%.

Вместе с тем за три года укрепления властной вертикали отношения между центром и губернаторами сильно испортились, чему немало способствовали своими неловкими действиями и полпреды. Так что, как убеждены аналитики, по поводу выборов Кремлю, во-первых, следует договариваться с регионами напрямую - без посредников. А во-вторых, Путину придется смягчить свой жесткий тон по отношению к субъектам федерации.

В русле этой задачи, видимо, лежит обсуждаемая в верхах перспектива реанимации Госсовета - вплоть до превращения его в полноценный орган с аппаратом и регулярной деятельностью: по слухам, он будет заниматься выборами. На эту тему якобы уже приготовлен президентский указ и активно обсуждается кандидатура освобожденного зампреда (председателем Госсовета является сам президент). Ходят даже слухи, что в списке претендентов фигурирует Ельцин.

То, что на региональном направлении ему предстоит отступление, Путин уже понял - это подтверждает, в частности, история с тремя сроками для ряда губернаторов. Москва, по сути дела, пошла на попрание основных принципов демократического устройства государства, лишь бы не обострять отношений с самыми влиятельными из региональных баронов. Конечно, работать удобнее с опытными губернаторами - система цементируется. Сменяемость региональных лидеров, в 1999-2001 годах снизившаяся вдвое, видимо, будет падать и дальше. По сути, наступает региональный застой, или, по-другому, - политическая стабильность, которая нужна Путину для собственного переизбрания. И откат будет продолжаться.

Пик предвыборной кампании придется на зиму, когда граждане России вновь окажутся в условиях жилищно-коммунального экстрима. Надо отдать должное Ельцину: он, с его политическим чутьем, решение самых болезненных проблем от себя отодвигал - тем неотвратимее все это рухнуло на Путина. Сегодня центр пытается в конфликте с ЖКХ перевести стрелку на местные власти, но в период избирательной кампании этот номер не пройдет.

Региональных лидеров не устраивает и перераспределение средств между регионами и центром, и здесь Москва тоже будет вынуждена пятиться. Главы Камчатской и Ленинградской областей уже потребовали от кабинета министров внеочередного пополнения областной казны. Их примеру последовала Курская губерния, попросившая у Михаила Касьянова срочную помощь в размере 100 млн рублей. Идти на принцип здесь центру встанет дороже: от негласной поддержки акций протеста губернаторы могут перейти к открытому их подстегиванию и даже финансированию, чему уже есть примеры.

Ты - мне, я - тебе

Политический и материальный ущерб от предстоящей кампании, по мнению аналитиков, все-таки можно минимизировать, если подойти к контактам с губернаторами избирательно. Поскольку президент популярен, рассуждают они, нет смысла прогибаться перед всей региональной элитой, а следует выбрать тех, на кого сделать основную ставку. Предлагается несколько критериев выбора. В первую очередь стоит окучивать те регионы, где живет много избирателей, ведь перепады плотности населения очень значительны: скажем, 1% голосов в Москве количественно в четыре раза превышает все население Эвенкии. Подсчитано, что три четверти населения России собраны в 38 (менее половины) субъектах федерации - на них и следует сосредоточиться. Особый интерес представляют первые десять, где живет треть всех российских избирателей: Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Свердловская, Ростовская, Челябинская и Нижегородская области, а также Башкирия и Татария.

Далее. Из густонаселенных регионов наиболее перспективны те, чьим лидерам также предстоит избираться в ближайший год. С ними легче договариваться: мы помогаем тебе, а ты - нам. Издержки сторон сокращаются. В данном случае речь идет о Москве (Юрий Лужков), Московской области (Борис Громов), Санкт-Петербурге (Владимир Яковлев), Свердловской области (Эдуард Россель) и Башкирии (Муртаза Рахимов) - только перечисленные пять регионов в сумме дают пятую часть электората.

Видимо, эти соображения уже приходили в голову кому следует, поскольку еще в январе председатель ЦИК Вешняков высказался в том смысле, что избирающимся в ближайшее время губернаторам надо бы позволить совместить свои выборы либо с думскими, либо с президентскими. Вешняков просто так ничего не говорит, а региональным лидерам его слова - как бальзам на душу: избираться одновременно с президентом очень выгодно. Он, как локомотив, вытягивает за собой действующих глав администраций. Но здесь есть нюансы.

Выборы в Госдуму - по сути, праймериз по отношению к президентским: провал первых ставит под сомнение успех вторых. Администрация президента в качестве ориентира установила следующие цифры для думской кампании: КПРФ - не больше 25%, ЕР - выше 30%. Выход за флажки будет расцениваться как неудача: в этом случае против Путина могут быть выставлены серьезные фигуры, что неминуемо понизит его результат и ужесточит условия предвыборного торга. Если же победят коммунисты, то они вообще обрушат путинский рейтинг, поставив его в зависимость от олигархических группировок.

Нельзя исключать и возможность открытого губернаторского шантажа: "опустить" ЕР в декабре, чтобы сделать президента более сговорчивым накануне мартовской кампании. Так могут повести себя опытные и сильные губернаторы из числа тех, кто не избирается в этом году или отважится провести свою кампанию одновременно с думской, что рискованно (выборы депутатов обычно идут на высокой волне критики властей), зато дает возможность снять пенку с выборов "самого".

Из нашего списка приоритетных клиентов Кремля самым беспроблемным является губернатор Московской области Громов, чьи выборы, видимо, будут приурочены к президентским. Как губернатор-"первогодок", он вряд ли способен на интриги. Но в этом и его слабость - отсутствие опыта может помешать грамотно мобилизовать административный ресурс. В то же время, будучи "человеком в погонах", он естественно воспринимается избирателями как доверенное лицо президента, что может быть выгодно и губернатору, и президенту.

Зато Лужков с точки зрения мобилизации административного ресурса - настоящий ас. Правда, он избирается в декабре, и теоретически шантаж возможен, но сегодня московский мэр уже не тот, что четыре года назад, когда у него был свой кандидат в президенты - Евгений Примаков. А Путин набрал в столице всего лишь 42%.

С северной столицей проще - это родной город президента, он не подкачает - 62% в 2000 году. А путинский оппонент Яковлев будет переизбран уже в декабре.

Столько же в 2000 году дала Свердловская область, и перед выборами в Москве об этом вспомнили. Весь прошлый год губернатор Россель (намерен избираться на третий срок, в чем центр до сих пор старался ему помешать) тщетно добивался встречи с Путиным, но в начале марта тучи рассеялись: президент сам пожаловал на Урал - процесс пошел. Россель может быть спокоен. Как и его соседи по Уральскому федеральному округу - Тюменская область с ее богатыми округами. Известно, что центр вынашивает весьма здравый проект укрупнения регионов, где первым шагом должна стать ликвидация автономных округов. Однако пока, похоже, пронесло: по некоторым данным, Путин лично привез Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому АО благую весть: их поглощение Тюменью пока откладывается. Ссориться с нефтяным и газовым регионами накануне выборов глупо.

Лидером по поддержке Путина в 2000 году оказалась Татария, давшая 69% голосов, однако президент доверия не оправдал, в течение трех лет жестко встраивая республику в общую вертикаль. Но смена курса заметна и здесь. В январе КС признал легитимным нынешний состав Госсовета республики, несмотря на то что он был сформирован по процедуре, противоречащей федеральному законодательству. Да и слово "суверенитет" из основного закона республики тоже не исчезло, но Москва пока решила закрыть глаза и на это.

Расслабиться может и башкирский президент Рахимов - фигурант из составленного еще в 2000 году черного списка глав администраций, подлежащих обязательному переизбранию. Ему также позволено перенести выборы с июня на зиму, а это - приглашение к переговорам.

Согласно широко распространенной версии, чистая победа нужна Путину для того, чтобы освободиться от стесняющих его чиновничье-олигархических пут и форсировать реформы. Но плата за эту победу может оказаться такой, что реформы придется не продолжать, а начинать сначала.


При подготовке текста использовались аналитические материалы Совета по национальной стратегии, а также Агенства прикладной и региональной политики (директор Валерий Хомяков) и Института региональных проблем (директор Максим Дианов).

http://expert.ru/expert/current/data/putin__4.shtml






Можно отправить нам ящик электромыла Спорный мяч

Rambler's Top100