smotrelkin
()
2003/11/17 00:00
Матрица....

Нашел одну статью
-----------------------
Фуфло побеждает зло
В 1999 году братья Вачовски сняли революционный фильм, выходивший за рамки кинематографа - в область философии и мифологии. К сожалению, затем они сняли продолжение, разрушив собственный миф. Нового Евангелия из "Матрицы" не получилось

С третьей и последней "Матрицей", планово-революционно стартовавшей 5 ноября по всей планете в один час и в двух форматах (традиционный плюс трехмерный IMAX), произошло то же, что в ней, третьей "Матрице", происходит с демоническим агентом Смитом. То есть сначала ее становится много, очень много, еще больше. А потом она лопается, оставляя по себе некоторую дозу светового излучения и отчетливое недоумение: а к чему это все было-то?
Настоящая революция, пусть небольшая, случилась, конечно же, не сейчас, не с "Matrix: Revolutions", а четыре года назад. Когда малоизвестные, имевшие в активе только арт-триллер "Связь" братья Ларри и Энди Вачовски уведомили человечество, что "в действительности все не так, как на самом деле", и на дворе не двадцатый век, а двадцать второй, и самого "двора" - окружающей реальности - не существует, и все мы не делаем карьеры и не ездим на Багамы, а бултыхаемся в мутном физрастворе в ваннах-пеналах - работаем псевдоживыми батарейками для победившей машинной цивилизации.
Не в том дело, что "Матрица" собрала по миру без малого полмиллиарда долларов - это нынче как раз невеликое ноу-хау; но она стала последним на сегодня стилеобразующим голливудским фильмом. Она породила планетарную колонию зрителей-фанатов; она окончательно вывела в мировые магистральные тренды маргинальный все-таки киножанр киберпанк; она имплантировала свои стилистические приемы в десятки экшнов - теперь любой знает, как выглядит на экране драка, снятая "под 'Матрицу'". Она, наконец, сделалась еще и последним голливудским блокбастером, по мотивам которого модные философы-социологи вроде Славоя Жижека на полном серьезе сочиняли научные трактаты и проводили не менее научные конференции.
Непредвиденно мощная комплексная (деньгами, культовым статусом, славой) отдача сыграла, однако же, с братьями Вачовски дурную шутку. Глубоководные рыбы, быстро поднятые на поверхность, взрываются - перепад давления; маргинальные режиссеры, вдруг оказавшиеся на острие мирового спроса, решают, что они выше профессиональных законов, что им по силам одновременно заработать все деньги - и научить всех жизни. "Матрицы" номер два и три - клинически подробная иллюстрация синдрома "изображая Бога": попытка сделать одновременно универсальное синтетическое развлечение - и всеобъемлющее синкретическое поучение; небывалое захватывающее шоу - и беспрецедентное современное Евангелие.
Распределение развлечения и поучения по двум "матричным" сиквелам, "Перезагрузке" и "Революции", снятым одним блоком, но выпущенным с разрывом в полгода, вышло умышленно-неравное. "Перезагрузке" досталось больше шоу: назойливая проповедь, сплавленная из всего, что подвернулось под руку (от растаманства до христианства, от дзен-буддизма до иудаизма), все-таки тушевалась перед мультяшно-разудалой рубкой на самурайских мечах в избыточно-барочных декорациях и масштабными гонками на грузовиках. Зато "Революция" - двух-с-половиной-часовой сброс накопившегося пафоса; гибрид батального эпоса, уже не притворяющегося стильным боевиком, и откровения, уже не притворяющегося игрой с религиозными мотивами.
В рамках первого хакер-мессия Нео (Киану Ривз) привычно демонстрирует высокий уровень гонконгского кун-фу в схватке с бесчисленными агентами Смитами (Хьюго Уивинг), а свободные люди города Сиона эпически бьются с превосходящими их машинными терминаторами (сцена битвы занимает не менее получаса, нарисована чрезвычайно красиво и срежиссирована чрезвычайно беспомощно); в рамках второго Троица (Кери-Энн Мосс) жертвует собой во имя любви, а Нео - во имя человечества.
"Революция" примечательна не тем, что провальна (не коммерчески, ясное дело, - со сборами у нее все будет о`кей, - а профессионально: по динамике, ритмике, монтажу, драматургии) - и даже не тем, что феноменально, абсурдно глупа: а чем еще, кроме конфуза, может закончиться попытка утоптать полномасштабное мессианское откровение в формат фантастического боевика? "Революция" примечательна тем, как именно она провальна. Тем, как попытка (за)предельного синкретизма, фольклорного почти синтеза всего со всем, напарывается, будто "Титаник" на айсберг, на предельную дискретность, дробность современного мышления. Что авторского, что зрительского.
Это не новость, совсем не новость, что нынешнее массовое сознание клипово, дайджестно, эклектично; просто "Матрица: Революция" доказывает это максимально убедительно - от противного, на контрасте. Затеянная как помесь Библии с "Илиадой", она оборачивается беспорядочной гигантской свалкой масскультурных отходов. Обрезки эмтивишных клипов, осколки гонконгских "кунфушников", клочки телевизионной воскресной проповеди, обломки баталистики в духе С. Бондарчука, обглоданные косточки поп-сюрреализма а-ля Гринуэй, посрамляющая любое силиконовое воображение и совершенно не нужная по сюжету супергрудь Моники Белуччи, - все это (и еще многое) вываливается на зрителя, погребает, придавливает.
Последняя "Матрица" была бы просто нелепой диковиной, кунсткамерным уродцем, когда бы не была настолько симптоматична. Могучий эпос оборачивается неряшливым коллажем не потому (не только, во всяком случае, потому), что братья Вачовски не умеют снимать эпосов; но еще и потому, что категориями эпоса сейчас мыслить не способен никто. У современного массового сознания, с которым "Матрица" и работает, коротенькие мысли - как у Буратино; а много-много коротеньких мыслей (кадров, картинок) способны оформиться в растянутый клип или гипертрофированный комикс - но не способны подменить собой одну большую идею.
Александр Гаррос, Алексей Евдокимов
---------------------------------
в принципе эта статья созвучна и этой теме и теме "деньги в обмен на культуру"



Можно отправить нам ящик электромыла Спорный мяч

Rambler's Top100