|
|
|||||||
Президент FIA дает интервью The Guardian накануне заседания FIA Через неделю после катастрофы в Индианаполисе президент FIA Макс Мосли рассказывает в интервью The Guardian, почему он должен победить в гражданской войне, которая грозит уничтожить Формулу-1. "Все мое воскресенье было распланировано от и до. Я был в Монако и в тот день у меня было две очень интересных книги. В особенности одна из них - "Мудрость толпы", которая меня особенно заинтересовала. Так что я как раз собирался обедать и почитать эту книгу, а затем посмотреть гонку по телевизору. Но вместо этого я получил огромную головную боль." Мосли, 65-летний англичанин, руководящий Формулой-1 вместе с Берни Экклстоуном, с отвращением вспоминает это воскресенье, когда 14 машин после символического прогревочного круга вернулись в боксы - это было одним из самых тяжелых поражений Формулы-1. И все же он знал куда более тяжелые моменты. "Было куда тяжелее, когда погиб Айртон Сенна. Сейчас, в нашем случае, это можно исправить. Вопрос в том, кто будет это исправлять." Мосли уже 14 лет правит Формулой-1, но делать это становится все тяжелее и тяжелее. Его в общем-то несерьезные, но жесткие конфликты с командами начинают затмевать спорт. "Я так же люблю тихую жизнь, как и все остальные люди. Но я ненавижу, когда меня запугивают. Не в моем характере смириться с этим. И в ситуациях, подобных Индианаполису, я не собираюсь уступать." На одном конце телефонной линии были разозленные руководители команд, всех кроме Ferrari, а на другом - бескомпромиссный Мосли, так что ситуация оказалась неразрешимой. И машины семи команд, покрышки которых, что подчеркивала сама Michelin, не были готовы к профилированному повороту 13, вернулись в боксы. И на оставшиеся шесть машин - Ferrari, Jordan и Minardi, наматывавшие круги по опустевшей трассе - посыпались пивные банки и бутылки. Будущее Формулы-1 в США стало очень туманным. "Команды отчаянно хотели гоняться" - говорил Фрэнк Уильямс. "Мы хотели развлечь зрителей" - вторил ему Пол Стоддард. Хотя именно его машины участие в гонке приняли, поскольку их покрышкам Bridgestone ничего не угрожало. И теперь скандально известный Австралией возлагает всю вину на Мосли: "в любом другом бизнесе человека, который это сотворил, призвали бы уйти в отставку. Выход был, но Мосли его не принял." "Стоддард - это тяжелый случай" - хмурится Мосли. "Я много помогал ему, когда остальные команды пытались украсть его деньги. Но сейчас я вижу, что он просто забыл об этом." Стоддард особенно обратил внимание на его призывы к Мосли уйти в отставку. И даже выпустил соответствующий пресс-релиз от имени своей команды. Он говорит, что Экклстоун нашел компромисс между всеми командами, за исключением Ferrari, и владельцем трассы Тони Джорджем, предлагая соорудить дополнительную шикану и замедлить машины. Макс Мосли: "Команды дошли до стадии цыплячьей безответственности. Одним из их предложений было что все команды используют шикану и лишь команды Bridgestone набирают очки. Берни был бы рад компромиссу, поскольку его работа - увеличивать доход. Моя работа - вести честный спорт, не подвергая никого опасности. Берни понял, что у меня не было возможности согласиться на это." Непреклонный Мосли явно не берет во внимание то, что провал гонки должен учитывать сто тридцать тысяч зрителей на трибунах и миллионы у телеэкранов. Для него этот вопрос распадался на "черное и белое". Шикана обесценила бы дух спортивного соревнования и была бы нечестна по отношению к машинам Bridgestone - пусть даже Jordan и Minardi поддерживали команды Michelin. Мосли заявляет, что "я должен применять правила честно. В спорте нельзя позволить большинству диктовать." Также он заявляет, что страховщики FIA отказались бы оплачивать страховку в случае каких-либо инцидентов, поскольку организация нарушила бы собой же созданные правила. Он предлагал альтернативы - пилотам Michelin ограничивать скорость или использовать пит-лейн для объезда поворота 13, или всем машинам выступать на покрышках Bridgestone. "Мне много раз звонили Берни, Рон Деннис и Флавио Бриаторе. Общение с Флавио было непростым, поскольку он не придерживался четкой точки зрения. Рон был более рациональным. В отношении предложения об использовании покрышек Bridgestone он четко сказал, что без дополнительных тестов он не может гарантировать безопасность - именно это же было причиной для меня запретить использование шиканы." Пилоты уже одевали свои шлемы, а Мосли еще не знал, чего ожидать. "Я был уверен только в том, что Ferrari выйдут на старт. Я не был уверен в Jordan и Minardi. Но я надеялся, что некоторые будут гоняться с использованием пит-лейн. Лишь на прогревочном круге мне позвонили с известием что они скорее всего вернутся на пит-лейн. Они оказались невероятными глупцами, поскольку в этой игре нет выигравших, разве что американские юристы. Это было сумасшествием. Я чувствовал огромную злость поскольку я чувствовал, что проблема с покрышками не столь тяжела, как они ее представляли. Я чувствовал, что краски сгущаются искусственно и намеренно." Мосли закрывает тему взаимных обвинений и говорит о возможных катастрофических последствиях для Формулы-1 в Америке. "Очень многое зависит теперь от поведения Michelin, команд и, хотя их ни в чем нельзя винить, Индианаполиса. Если команды и Michelin организуют компенсацию, а Индианаполис ее быстро распределит, тогда в 2006 году будет еще одна гонка. Но каждый день задержки в этом играет против них." Война продолжится в среду. На дисциплинарном заседании FIA все семь команд будут обязаны ответить на четыре обвинения в действиях, нанесших вред спорту. "Я не исключаю один или два запрета на гонки. Если окажется, что вина определенных команд достигает определенного уровня, такой запрет будет оправдан. Есть и другие варианты - лишение очков, штраф или предупреждение. Я не могу знать, чем все окончится, пока мы не выслушаем объяснения команд." Однако не слишком легко поверить, что запрет на гонки может быть вынесен, тем более, что, как говорит Мосли, "если я и захочу этого, то не факт, что это поддержат остальные двадцать членов дисциплинарного совета". Скорее всего следует ждать эскалации конфликта между FIA и командами после того как FIA огласит очередное непопулярное наказание. Еще до Индианаполиса Стоддард говорил: "Мы идем к краху Формулы-1 из-за слишком тупоумного отношения к этому со всех сторон". Уильямс соглашался, что "общая атмосфера отвратительная, это не является здоровым". Его коллега Патрик Хэд добавляет: "Вы можете видеть, что Мосли ненавидит всех руководителей команд". "Это полное сумасшествие" - отвечает Мосли на заявления Хэда. "А слова Фрэнка сказаны при плохом настроении. Я тогда зашел к нему в Монако и мы дружелюбно побеседовали. Мы с Фрэнком знакомы с 1967 года. Я вообще был одним из пилотов, когда-либо выступавших за него. Да и с Роном Деннисом мы знакомы уже 35 лет. В Монако между нами были некоторые недопонимания, но мы уладили их". "Для меня это не является личным вопросом. Это - разногласие по поводу того, кто должен руководить спортом. Я считаю, что это должна быть FIA, они - что команды. Когда я был одним из них, я считал так же. Но руководящий орган всегда должен побеждать. Так что я не беспокоюсь, что они могут занять непримиримую позицию. Что они будут делать? Если они хотят войны, то они просто высовывают свой нос слишком далеко, рискуя лишиться головы. Этого не произойдет." И угрозу раскола чемпионата Мосли тоже не принимает всерьез. "Лишь те, что не знают устройство системы, думают, что они способны на это - и это только два или три руководителя команд. Остальные понимают, что управляющий орган должен управлять спортом. Это не обязательно должен быть я. Если бы они вели себя тихо, я бы, наверное, уже давно ушел бы." "Иногда я чувствую, что сыт этим по горло. Все это время на этой работе вы занимаетесь тем, что решаете проблемы других людей. Вы сидите в офисе в Монако, погребенный под этими заботами, в то время как вы могли бы быть уже на солнечном пляже." Шансы на то, что Мосли вскоре оставит свое место, малы. И хотя говоря об этом, Мосли тяжело улыбается, он почти наверняка будет стремиться к переизбранию в октябре. "Хотя если все разрешится достаточно быстро, я, пожалуй, серьезно подумаю об уходе." "Если вы руководите этим, то вы не можете уйти в разгар такого дурдома, даже если не вы его создали. Люди могут сравнить эту ситуацию с Балканами, Северной Ирландией или Палестиной. Каждая сторона считает, что она абсолютно права, и у каждой стороны есть сочувствующие. Так что очень трудно ситуацию разрешить. Но это совсем не так. Это больше вопрос спорта, нежели политики: в спорте вы обязаны следовать правилам." На вопрос, действительно ли он считает, что он ни коим образом не виноват в этом "дурдоме", Мосли отвечает смехом. "Если вы оставите вопрос таким же, но спросите, считаю ли я, что в этом виновата исключительно моя сторона, то вы изобразите меня высокомерным. Но..." Его пауза столь длинна, что ее можно только заполнить вопросом: "Так это все их вина?" "Да," - говорит Мосли, "я не могу отделаться от такой мысли". |
|